Важно знать: новые правила ГИБДД и 7 ключевых изменений на дорогах

Мотоциклистам на заметку

Планируется запретить мотоциклистам движение между рядами. В действующих правилах дорожного движения есть интересный момент: мотоциклы могут передвигаться в одной полосе с автомобилями, как слева, так и справа. Когда мотоциклист обгоняет автомобили в пробке, это считается обычным маневром и не запрещено, что может приводить к неожиданным ситуациям.

Часто водители автомобилей становятся виновниками ДТП, хотя на самом деле они могли просто перестраиваться в своей полосе или объезжать препятствия. Без видеозаписи с регистратора определить, кто нарушил боковой интервал, бывает сложно, и в таких случаях часто устанавливается обоюдная вина.

Мотоциклистам также разрешено двигаться парами в одной полосе, что отражено в экзаменационных билетах ГИБДД. Однако им запрещено пересекать сплошную линию разметки между полосами. Если разметка прерывистая и водитель автомобиля соблюдает боковой интервал, то нарушения нет.

На данный момент неясно, что именно планируется запретить, но если запретят совместное движение мотоциклов и автомобилей в одной полосе, это затронет всех участников дорожного движения. Это может привести к ситуации “игры в стульчики”, где каждый будет стремиться занять полосу быстрее.

К чему приводит прогресс

В России начинают испытания систем, которые принудительно снижают скорость автомобилей. Принцип работы такой: если установлен знак ограничения скорости в 40 км/ч, а водитель движется со скоростью 80 км/ч, автомобиль автоматически и плавно замедлится до 40 км/ч, без учета “нештрафуемого порога”. То есть, если знак указывает на 40, машина будет снижать скорость точно до этой отметки, и даже при нажатии на педаль газа в пол она не сможет разогнаться быстрее.

Тестирование будет проводиться московским Дептрансом на каршеринговых автомобилях, что напоминает ситуацию с арендными самокатами, которые нельзя разгонять на тротуарах и в “спокойных” зонах. Пилотный проект пройдет на автомобилях “Делимобиля” и продлится в течение года. Основная цель эксперимента — выяснить, приведет ли это к снижению аварийности в каршеринге. Точная дата начала тестов пока не известна и будет объявлена после испытаний на специальном полигоне.

Технически система, вероятно, будет функционировать. Однако есть опасения, что её могут внедрить и на частных автомобилях. Это вызывает определенные вопросы: представьте, что в потоке едут обычные машины и автомобили с ограничителями скорости. Последние будут двигаться медленнее, что может создать опасные ситуации, так как статистика показывает, что движение с меньшей скоростью зачастую приводит к авариям из-за необходимости другим автомобилям перестраиваться.

Не стоит забывать и о возможных ошибках в определении координат. Система будет использовать GPS, который иногда может ошибаться. Например, вы можете находиться в центре города, а навигатор покажет, что вы посреди реки. Как тогда действовать?

Особенно важно отметить, что искусственное ограничение скорости может быть опасно при обгоне. Если вам нужно резко ускориться при выезде на встречную полосу, опытные водители знают, что иногда необходимо немного превысить скорость для безопасного завершения маневра. А если система не позволит вам набрать нужную скорость? Вы можете оказаться на встречной полосе с автомобилем, который управляется не полностью.

Не садись за руль, если выпил

Верховный суд вынес решение, согласно которому страховые компании имеют право отказывать в ремонте или денежной компенсации ущерба, если водитель попал в аварию в состоянии алкогольного, наркотического или даже лекарственного опьянения. Однако остается неясным, что именно подразумевается под “совершением ДТП”. Это касается только виновника аварии или могут отказать и пострадавшим, которые были пьяны? Верховный суд вроде бы прояснил ситуацию, но вопросы все еще остаются.

Интересно, что существует лазейка: правила об отказе в выплате не касаются водителей, которые отказались от прохождения медицинского освидетельствования. Тем не менее, прибегать к этому не стоит. Если виновник аварии был в нетрезвом состоянии, то выплаты по ОСАГО будут серьезно ограничены. Страховая компания выплатит пострадавшему, но затем сможет подать регрессный иск к пьяному виновнику и взыскать с него всю сумму.

Регресс также будет применен, если виновник намеренно устроил аварию, отказался от медосвидетельствования, скрылся с места происшествия или управлял автомобилем без прав (например, если у него не та категория или он не вписан в полис ОСАГО).

Кстати, в России уже несколько лет действует правило: у пьяного водителя, который ранее был лишен прав за аналогичное нарушение, конфискуют автомобиль. Даже если он принадлежит нескольким собственникам, например, супругам. В таком случае они могут разбираться между собой, в том числе через суд.

Ремни безопасности

Как говорится, на злобу дня: женщины с пышной грудью начали получать штрафы от камер за непристегнутый ремень безопасности. Это может звучать как шутка, но, к сожалению, это реальность.

Дело в том, что многие автомобилистки с большим бюстом часто пропускают ремень ниже груди. В результате камеры не фиксируют ремень, и женщина получает штраф в размере 1000 рублей. Таких случаев становится все больше, так как количество камер, контролирующих использование ремней, увеличивается.

Министерство внутренних дел не считает эти штрафы ошибочными и не разрешает их обжаловать. Их позиция заключается в том, что существуют правила использования ремней безопасности, прописанные производителями в инструкциях к автомобилям (которые, признаем, редко кто читает). Обычно в них указано, что ремень должен проходить через середину плеча сверху. Если водитель нарушает эти правила, МВД считает, что он должен быть наказан.

С точки зрения безопасности это обоснованно: единственный правильный способ использования трехточечного ремня – это то, что указано в инструкциях. Если верхняя часть ремня смещена ниже, на ребра, то в случае аварии он может причинить серьезные травмы.

Однако есть юридический нюанс: закон устанавливает штраф именно за управление автомобилем без пристегнутого ремня. При этом ремень все же пристегнут, пусть и неправильно. За нарушение правил, установленных автопроизводителем, закон не наказывает.

МВД основывает свою позицию на постановлении Вологодского областного суда. Но стоит напомнить, что у нас нет прецедентного права, и решение одного суда не может служить основанием для штрафов по всей стране.

Кроме того, у разных автопроизводителей могут быть свои правила. Например, некоторые модели “Газелей” имеют среднее место с двухточечным ремнем, который камера не сможет зафиксировать. Или спортивные автомобили с пятиточечными ремнями – как на них будут реагировать камеры?

Логичнее было бы прописать в правилах дорожного движения четкие инструкции по использованию ремня безопасности и добавить в закон статью о наказании за нарушение этих правил, а не штрафовать тех, кто все же пристегнулся, пусть и неправильно.

Любимый утиль

Согласно последним новостям, автомобили снова могут подорожать. С 1 октября власти планируют очередное повышение утилизационного сбора, и цифры впечатляют.

Для импортируемых автомобилей с двигателями объемом от 1 до 2 литров сбор вырастет с 300 до 556 тыс. рублей. А к 2025 году он составит уже около 667 тыс. рублей. И это только для базовых моделей с небольшими моторами!

  • Для автомобилей с двигателями объемом от 2 до 3 литров сбор составит 1 563 000 рублей, а в 2025 году – 1 875 600 рублей.
  • Для двигателей от 3 до 3,5 литров – 1 794 600 рублей, а в 2025 году – 2 153 400 рублей.
  • Для автомобилей с объемом свыше 3,5 литров сбор составит 2 284 750 рублей, а к 2025 году – 2 742 300 рублей.

Как это скажется на жизни обычных водителей? Рассмотрим на примере популярного Geely Monjaro с двигателем объемом 2 литра. В настоящее время его цена составляет 3 510 000 рублей. Ранее утилизационный сбор был всего 3 400 рублей, и общая стоимость автомобиля увеличивалась незначительно. Теперь же, если вы планируете продать автомобиль в течение года или покупаете его в автосалоне, который ввез машину как юридическое лицо, вам придется заплатить уже 306 000 рублей. Согласно предлагаемым изменениям, в 2024 году эта сумма вырастет до 4 066 000 рублей (на 13% больше), а в 2025 году – до 4 177 000 рублей. И так будет продолжаться каждый год вплоть до 2030 года.

Власти утверждают, что повышение утилизационного сбора пойдет на благо граждан. Они заявляют, что это должно побудить мировых автопроизводителей открывать производство в нашей стране. Однако вместо иномарок у нас производят только автомобили марки Лада и УАЗ “Буханка”.

Почему все эти меры должны осуществляться за счет простых граждан? Люди вынуждены покупать автомобили по завышенным ценам или вовсе отказываться от покупки. Это приводит к заметному увеличению среднего возраста автомобилей в России, что снижает безопасность на дорогах.

Пожилым водителям не место на дороге

Недавно в Ленинградской области произошло трагичное ДТП: 86-летний водитель “Лады Гранты” ошибся с направлением, развернулся на односторонней улице и выехал на встречную полосу. В результате он столкнулся лоб в лоб с другим автомобилем и погиб на месте. Водитель второго автомобиля, к счастью, почти не пострадал.

Очевидно, что пожилой водитель не намеренно выехал на встречную полосу — это произошло из-за возрастных изменений. После 70-75 лет реакция замедляется, а когнитивные функции могут ухудшаться. Кроме того, многие пожилые люди принимают сильнодействующие препараты, которые запрещают управление автомобилем, но врачи часто не предупреждают об этом.

В связи с частыми подобными инцидентами общественное движение “Ветераны России” предложило установить верхний предел возраста для водителей в 70 лет. Позже они уточнили, что речь идет о введении дополнительных медицинских осмотров для водителей старшего возраста и выдаче прав на более короткий срок: например, на 5 лет вместо 10, а для очень пожилых — на 1-2 года в зависимости от состояния здоровья.

2 июля в Госдуму был внесен соответствующий законопроект. Предлагается обязательное медицинское освидетельствование для водителей по достижении 80 лет. Однако во время рассмотрения документа могут произойти изменения. Ясно одно: согласно законопроекту, расходы на медосмотры будут ложиться на самих водителей.

Это вызывает опасения: для многих пенсионеров с небольшими доходами дополнительные расходы могут стать серьезной нагрузкой. Кроме того, автомобиль для многих пожилых людей — это единственная возможность социализации: съездить на дачу, к детям или внукам, просто выбраться куда-то. Лишение их права водить может стать настоящей катастрофой.

Call Now Button