Как это работает
В документе, который опубликовал Минтранс понятие средней скорости, которое планируют ввести в правила дорожного движения, звучит так:
«Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — говорится в проекте.
Получается, все как в школьном учебнике, машина едет между двух точек, система фиксирует время пути и высчитывает среднюю скорость. Такой способ придумали для водителей, который знаю о расположении камер фиксации скорости или пользуются антирадаром. Под прицелом камеры едут в пределах разрешенной скорости, когда контроля нет — летят под дорогой с нарушением.
Почему отменили
Штрафы за превышение средней скорости в России выписывали семь лет с 2014 по 2021 годы. Но Верховный суд отменил эту норму. Во первых в ПДД такого понятия нет, во вторых, при фиксации нарушения нельзя установить конкретное место совершения нарушения. Собственно сейчас минтранс эти формальности и устраняет. Вводится понятие, а так же положение, по которому местом совершения нарушения будет считаться «финиш» участка, на котором измеряется средняя скорость.
Можно ли обмануть систему
Очевидно, да. Можно затормозить или вовсе остановиться, чтобы компенсировать слишком быструю езду. Поэтому обсуждая возврат штрафа за среднюю скорость, эксперты предлагают вводить эти участки там, где нельзя съехать на обочину или на заправку. Под эти условия подпадают тоннели, эстакады или участки трасс без съездов.
В этом случае штраф за среднюю скорость особо коварен с водителями, которые нарушают «по чуть-чуть». Например, едут на пределе разрешенной скорости и немного превышают на обгонах или опережении. Как раз им будет максимально обидно поймать такой штраф.
Когда начнут штрафовать
Понятие «средняя скорость» появится в ПДД с 1 марта 2024 года. Следом ее внедрят в КОаП. После этого, ГИБДД сможет выписывать штрафы. Никаких новых камер или нового программного обеспечения не нужно. Все и так работало до 2021 года. Достаточно нажать кнопку. Единственное, что потребует пересмотра, это проверить участки, на которых измеряется средняя скорость, чтобы они находились в пределах одной административной единицы, чтобы не было путаницы с обжалованием штрафов и подсудностью.
Что говорят эксперты
Как сообщил «Новым Известиям» вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин, как именно контролировать скорость водителей: по средней или моментальной скорости, не важно. Главное, что это нарушение, и оно должно быть наказано.
Когда эта норма еще действовала, союз проводил опрос водителей и большинство считали это ограничение справедливым. Тогда 59% россиян считает справедливым контроль скорости на участке дороги — когда превышение скорости фиксируется продолжительное время. 35% россиян с ними не согласны, 6% затруднились ответить на вопрос. При этом максимальный уровень поддержки контроля средней скорости был среди жителей Северо-Кавказского, Северо-Западного, Южного и Дальневосточного федеральных округов — 64-66%. Женщины активнее поддерживали этот метод, чем мужчины — 67% против 56%.