Как и где правильно проверять уровень масла для обеспечения надежной работы двигателя?
Большинство опытных водителей не упускают возможности открыть капот и проверить уровень масла в поддоне двигателя с помощью щупа. В то же время, новички и те, кто не знаком с техникой, предпочитают не открывать капот вообще, полагаясь на станции технического обслуживания и квалифицированных механиков. Такой подход особенно распространен среди водителей в Германии. Это может быть оправдано, но, учитывая качество наших автомобилей, придется часто обращаться в сервис.
На самом деле, каждый водитель должен знать основы, описанные в инструкции по эксплуатации автомобиля. Некоторые проверки, включая уровень масла, следует проводить регулярно, а не откладывать до визита в сервис.
Начнем с основ
Важно понимать, что инструкцию к автомобилю писали одни специалисты, а проектировали двигатель — другие. Поэтому при проверке уровня масла стоит опираться на здравый смысл, а не только на текст инструкции.
Первое, на что следует обратить внимание — это сам щуп и его положение в двигателе. Он представляет собой узкую металлическую полоску с двумя отметками на конце — «Min» и «Max». Этот инструмент существует уже более 70 лет и практически не изменился. Некоторые эксперты утверждают, что на старых автомобилях 50-х годов щупы имели насечки для более точной фиксации результатов. Щуп вставляется в трубку-колодец, и важно приучить себя опускать его до конца (до упора), а не просто вставлять и сразу закрывать капот. Многие неопытные водители делают именно так, что негативно сказывается на точности измерений и увеличивает риск загрязнения масла или потери самого щупа.
Давайте определим, когда необходимо измерять уровень масла.
Ответ прост: уровень масла следует проверять только на холодном двигателе, когда автомобиль находится на своем постоянном месте. В прошлом, когда водители знали свои машины не хуже инженеров, существовали подробные памятки. В них указывалось, что уровень масла, антифриза, давление в шинах и отсутствие пятен под автомобилем, а также проверка слепых зон должны проводиться перед началом поездки. Все эти проверки и доливки выполнялись только в холодном состоянии. Мифы о тепловом расширении моторного масла можно смело игнорировать — это не тот случай.
Место для проверки уровня должно быть постоянным. Это может быть гараж, парковка или площадка перед домом. Главное, чтобы она была ровной и горизонтальной, без выраженных уклонов. У двигателей есть одна особенность: разработчики, будучи весьма умными людьми, разместили измерительный щуп в таком месте, где уровень масла изменяется минимально в зависимости от уклона.
Кроме того, важно не только видеть уровень, но и отслеживать его изменения. На щупе есть две метки. Если вы вытащили щуп и увидели, что масло находится выше минимальной отметки, это не всегда означает, что все в порядке. Можно ли ехать? Что если несколько дней назад уровень был близок к верхней метке, а сейчас под автомобилем появилось масляное пятно? Важно вовремя замечать негативные изменения — это основное правило при использовании щупа.
Как часто нужно проверять уровень масла
На новых автомобилях рекомендуется проверять уровень масла примерно раз в неделю после замены. Для старых и изношенных двигателей частота проверки может быть выше. Всё зависит от предпочтений владельца. Важно открывать капот и контролировать уровень, если индикатор давления масла гаснет только через несколько секунд после запуска двигателя или позже. Нормальным считается, когда индикатор отключается сразу при старте, ещё до того, как мотор начнёт работать. Если этого не происходит, это может указывать на то, что масло требует замены или его уровень в поддоне настолько низок, что масляная помпа не может создать необходимое давление.
Как правильно измерять уровень масла
Первый раз просто вытяните щуп из трубки, не обращая внимания на положение масла относительно меток. Обычно на щупе нет четких отпечатков, так как он может быть смазан. Поэтому сначала вытираем конец щупа салфеткой и аккуратно вставляем его обратно. На втором или третьем измерении уже можно оценивать уровень масла.
Масло должно быть прозрачным, без мутных и белесых пленок. Цвет смазки зависит от её качества: на двигателе со средним износом масло обычно имеет коричневый оттенок, напоминающий крепкий чай. Абсолютно прозрачное масло бывает только сразу после замены и лишь на новом двигателе. Если масло не темнеет или становится черным, как деготь, это может указывать на его низкое качество или проблемы с маслосъемными кольцами (или даже на загрязнение бензином). В первом случае мошенники могли добавить много моющих присадок, а во втором — смазка не снимается со стенок цилиндров и горит, а продукты сгорания растворяются в масле.
Регулярная проверка уровня масла и его состояния поможет предотвратить серьезные проблемы с двигателем и продлить срок службы автомобиля.